Наши вузовские работники в основном преподают, а
не занимаются наукой. Многие преподаватели окончили тот же
самый вуз, где сейчас работают, и часто не обладают внешним по отношению
к этому вузу опытом. Университетское пространство в среднем
характеризуется минимальной интернационализацией: мало у кого есть
значимый международный глобальный опыт в сфере преподавания
и исследований.
Мария Юдкевич, директор Института
институциональных исследований НИУ ВШЭ, опубликовала статью «Российская
академическая профессия и построение передовых университетов». Очень познавательно.
Позволю себе процитировать заключение статьи:
В российских университетах укоренены не характерные для большинства
исследовательских университетов вертикальные модели управления.
Преподаватели отрицательно относятся к идее подотчетности и контроля и к
идее конкурентного пространства — как в образовательной, так
и в исследовательской сфере (считая при этом свою подготовку отличной —
в рамках сложившегося порядка). Многие преподаватели окончили тот же
самый вуз, где сейчас работают, и часто не обладают внешним по отношению
к этому вузу опытом. Университетское пространство в среднем
характеризуется минимальной интернационализацией: мало у кого есть
значимый международный глобальный опыт в сфере преподавания
и исследований.
Все это означает, что для формирования в России университетов
мирового класса нашему университетскому сообществу (и не только
в специально отобранных для этого университетах, а в целом) предстоит
еще существенная трансформация. Конечно, все эти рассуждения можно
считать верными только в том случае, если российские университеты будут
рассматривать в качестве задачи выход на общее глобальное академическое
поле, а не сосредоточат свои усилия на создании собственных
«международных» рейтингов, «полностью учитывающих российскую специфику»
и ставящих своей целью доказать городу и миру, что ведущие российские
университеты и сегодня — одни из лучших в мире.
Суть исследования (проведенного в
университетах 20 стран) в самом названии проекта - «Изменения в академической
профессии» (Changing Academic Profession, CAP). В частности, изучалось
распределение времени профессорско-преподавательского состава между
собственно преподавательской и исследовательской деятельностью.
Российские преподаватели тратят наименьшую по сравнению с коллегами
из-за рубежа долю своего времени на научные изыскания.
По вертикальной
оси – список стран (RF – Russian Federation), по горизонтальной –
предпочтения в распределении рабочего времени в процентах (серый цвет – преподавание, черный – исследования).
Источник: CAP, 2007-2012